Головна

Головна Графік заходів Увічнення пам'яті Геноцид Ромів Бабин Яр (Не)Дитячі історії Камені спотикання

Первый семинар украинского центра изучения истории Холокоста

ХОЛОКОСТ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Украинский центр изучения Холокоста провел свой первый семинар для преподавателей университетов Украины

Семинар проходил с 7 по 9 июня в г. Виннице на базе Винницкого педагогического университета. “Холокост: прошлое и настоящее” – это первый научно-методический семинар из планируемого цикла “Преподавание истории Холокоста в высших учебных заведениях Украины”. Помощь в его проведении оказало Министерство образования и науки Украины и Институт политических и этнонациональных исследований НАН Украины.

В работе приняли участие преподаватели 15 ВУЗов из 9 городов Правобережной Украины: Луцка, Ивано-Франковска, Ровно, Житомира, Черновцов и др. Напряженная трехдневная программа включала не только серьезную лекционную часть, но и обсуждение каждого доклада, оживленные дискуссии и круглые столы, на которых выкристализовывались общие принципы преподавания отдельных аспектов этой нелегкой темы.

Первый день семинара был посвящен вопросам исследования и преподавания темы Холокоста на Украине в настоящее время (лекция д-ра Анатолия Подольского “Проблемы истории Холокоста и современность”), затем последовала лекция Вячеслава Лихачева (Москва, Еврейский университет) “Формирование европейского антисемитизма в новейшее время”, получившая высокую оценку слушателей и вызвавшая оживленную дискуссию.

Дальнейшая работа была посвящена рассмотрению проблем, связанных с историей Холокоста на территории Украины. С лекциями, насыщенными исторической фактологией и попытками осмысления Катастрофы украинского еврейства в различных регионах выступили исследователи этой проблематики – Михаил Тяглый, Фаина Винокурова, Стер Елисаветский, Юлия Смилянская, Илья Кабанчик.

Завершала информационную часть семинара фундаментальная лекция Леонида Мациха “Теология после Катастрофы”, познакомившая слушателей с попытками философского осмысления Шоа теологами и философами современности. Ценность данным докладам придавало то, что лекторы знакомили слушателей со своими последними исследованиями, новыми архивными материалами, с еще неопубликованными научными разработками (в первую очередь это касается наших коллег Фаины Винокуровой и Михаила Тяглого).

Во время работы круглого стола “Холокост и современность” удалось высказаться всем участникам семинара. В вопросе о необходимости преподавания данной темы в ВУЗах Украины педагоги были единодушны:

“Несомненно, данная тема должна занять особое место в гуманитарных курсах, прежде всего истории и политологии…” (В.М.Кондрашова, Мелитопольский педуниверситет).

“Необходимость преподавания на историческом факультете очевидна” (П.М.Кривченко, Винницкий государственный педуниверситет).

“Кроме спецкурса “История Холокоста”, который уже читается в Ровенском Государственном Гуманитарном Университете, необходимо шире рассматривать эту тему в вузовских курсах “История Украины”, “Новейшая история”, “История культуры Нового и Новейшего времени” (О.В.Крупка).

“Преподавание проблем Холокоста – объективная реальность. Это часть истории не только еврейского народа, но и европейской истории. Преподавание спецкурса возможно (ІІІ – ІV курс) в объеме 20 – 24 час.” (Т.В.Марусик, Чернивецкий национальный университет).

“Чтение курсов истории Украины и всемирной истории требует включения в программы отдельной темы “История и последствия Холокоста”. На историческом и на других гуманитарных факультетах вузов введение спецкурса считаю целесообразным. Знание данной проблемы необходимо для студентов, как специалистов, в первую очередь, но также поможет и в организации воспитательного процесса.” (В.В.Надольская, Волынский государственный университет, Луцк).

Для некоторых педагогов вопрос преподавания истории Холокоста встал впервые, другие уже затрагивали данную тему в различных курсах (“История Украины”, “История ІІ мировой войны”, “Национальные меншинства Украины”, “История южных и западных словян” и др).

Необходимость спецкурса для гуманитарных факультетов очевидна для всех участников круглого стола. Что касается технических вузов, в которых сейчас резко сокращается объем аудиторных часов, педагоги включают тему Холокоста в различные курсы, как исторические, так и литературные (“История Украины”, “Украинская и зарубежная литература” - О.И.Дидковская, Житомирский инженерно-технологический институт).

Преподаватели отмечают, что вопросы, связанные с Холокостом неизменно вызывают интерес студенческой аудитории. Ребята пишут курсовые работы и дипломы (“Холокост в Житомирской области”, “Геноцид относительно еврейского населения Волынской области в годы Второй мировой войны”, “Холокост и его уроки” и др.). Студенты педагогических ВУЗов работают со школьниками – слушателями Малой академии наук, которые готовят работы по истории Холокоста (в том числе и в форме аудио- и видео- интервью с пережившими Катастрофу). Предложение Центра о проведении в следующем учебном году конкурса студенческих работ было поддержано всеми участниками семинара.

Дискуссии развернулись вокруг форм и методов преподавания истории Холокоста. Каким образом должна происходить подача материалов о коллаборации и праведничестве, как складывались отношения ОУН-УПА с еврейским населением Украины, как соотносятся события Холокоста и современные проявления антисемитизма на Украине, какое место занимает Холокост в ряду геноцидов других народов… Умение задавать вопросы – неотъемлемый атрибут еврейской традиции… Умение задавать вопросы – неотъемлимое право человека в ХХІ веке. Искать ответы на эти вопросы мы будем теперь вместе с педагогами, работавшими на семинаре, и с их студентами. Холокост – одна из острейших тем, заставляющих юного человека думать, и учиться задавать вопросы. И понимать самоценность вопроса, у которого пока нет ответа.

В анкетах, предложенных участникам семинара, был вопрос:

“Какие на Ваш взгляд препятствия ожидают преподавателя истории Холокоста в ВУЗах Украины? Какие возможности преодоления этих препятствий?“. Основной круг проблем, очерченный нашими коллегами выглядел следующим образом:

“Недостаточное владение преподавателей материалами, связанными с проблематикой Холокоста”.

“Почти полное отсутствие соответственной научно-методической литературы, разработок спецкурса по теме Холокоста“.

“Недооценка важности освещения темы Холокоста в поле экономических и социальных проблем в Украине”.

“Сокращение часов при преподавании гуманитарных дисциплин, недостаток специалистов по данной проблеме” (М.Э.Лутай, Житомир).

“Наиболее существенное препятствие – психологические стереотипы (как бытовые так и научные мифологемы) и чисто локальное понимание природы Холокоста”…

Работа Украинского центра изучения истории Холокоста как раз и направлена на поиск каких-то решений, по крайней мере, некоторых из названных проблем – подготовка преподавателей, обеспечение научно-методической литературой, разработка спецкурсов – все это входит в круг проблем, которые мы пытаемся решить. Что же касается ломки стереотипов – процесс этот трудный и долгий, но, какие-то инструменты для развенчания некоторых мифологем во время семинара педагоги, мы надеемся, получили. Радует, что в нескольких анкетах на вопрос ответили примерно так: “Никаких препятствий отночительно преподавания указанной темы в нашем ВУЗе нет” (А.Н.Безуглый, Винница. Т.В.Марусик, Черновцы. О.И.Дидковская, Житомир).

Для организаторов семинара полезной оказалась графа в анкете “Ваши предложения Украинскому центру изучения Холокоста”. Участники семинара продемонстрировали искреннюю заинтересованность в работе центра, глубокое проникновение в проблему, возможность коллегиального решения многих проблем. Кроме этого, были и конкретные предложения о возможных путях сотрудничества в данной области:

“Налаживание сотрудничества между культурными и научными центрами, которые занимаются изучением проблемы. Проведение региональных семинаров (круглых столов и т.д.) с целью обмена исследовательской информацией и ознакомление общественности с основными научными достижениями“. (О.В.Крупка, Ровенский институт славяноведения).

“Обратить внимание на преподавание в средних учебных заведениях”. (И.Б.Кабанчик, Львов. О.М.Жук, Луцк).

“Поддерживать постоянную связь с регионами, предоставлять методическую, информационную, научную помощь, подготовить библиографию по истории Холокоста”. (В.В.Надольская, Луцк).

“Необходимо распространять имеющиеся материалы о Холокосте, потому что в провинции их практически нет”. (П.М.Кривенко, Винница).

“Расширить за счет студентов состав участников исследования данной проблематики в форме написания конкурсных работ”. (И.М.Паньков, Ивано-Франковск).

“Целесообразно было бы Министерству науки и образования Украины разработать пробную научную программу по данному спецкурсу, а преподаватели в соответствии с региональными особенностями и объемом часов будут корректировать ее”. (Т.В.Марусик, Черновецкий национальный университет, А.В.Слесаренко, Ровно).

“Информацию об исследованиях по данной проблеме следовало бы рассылать во все ВУЗы и областные библиотеки.

Предлагаю на базе Житомирского педуниверситета при привлечении других ВУЗов Житомира провести студенческую научную конференцию, посвященную данной проблеме” (М.Э.Лутай, Житомир).

“Расширить круг проблем, в частности, по истории украинского еврейства, культуре, традициях…” (О.И.Дидковская, Житомир).

Надо сказать, что данные предложенния тщательно проанализированны и большинство из них уже включено в план работы Центра. По возможности, надеемся, будут выполнены все пожелания.

В оценке семинара участники были единодушны. Что, конечно, радует организаторов. Мы надеемся, что заполнение соответствующей графы в анкете было не просто данью вежливости, а отражало истинное положение вещей. “Семинар проведен на высоком научно-методическом уровне” – так написали все, заполнившие анкету. Но особенно ценным кажется нам атмосфера сотрудничества, взаимоуважения, толерантности, царившая на семинаре:

“Оценка самая высокая, профессиональный разговор в атмосфере творческого взаимообогащения и отсутствия надзидательности и “единственно верного взгляда”…

Самое главное – очерчены пути для исследования данной проблемы, сложные и противоречивые ее моменты, требующие глубокого анализа, представлены результаты исследований как зарубежных, так и украинских ученых” (В.М.Кондрашова, Мелитопольский педуниверситет).

Да будет так. Пути очерчены, и дабы не сложилось ощущение, что пути эти гладки и безоблачны, надо заметить, что каждое прикосновение к теме Холокоста вызывает лавину вопросов, споров, дискуссий. Что необходима очень продуманная, взвешенная, тщательно выверенная позиция педагога при преподавании данного материала. Опасность того, что тема может стать дежурным перечислением исторических фактов и дат, с одной стороны, или что она будет провоцировать антисемитские настроения с другой стороны – все это звучало в процессе дискуссий. Но главным было все же понимание, что тема Катастрофы заставляет молодого человека задуматься над вопросами, не задумываться над которыми сейчас опасно для человечества.

И последнее. На вопрос “Хотели бы Вы и в дальнейшем принимать участие в подобных семинарах?” все участники ответили “Да” или “Безусловно”. А это значит - работа продолжается.

Юлия Смилянская,
научный сотрудник Украинского
центра изучения истории Холокоста

 

Останні Новини

  • Викладання суспільних дисциплін в умовах війни

    Інтерв'ю з Анатолієм Подольським на Громадському. Розмова про важливість збереження історичної та культурної пам’яті та чому це було неможливим за часів комуністичної диктатури на теренах України? Під час дискусії обговорювались питання історичної пам’яті про Другу світову війну, про історію Голокосту. Чому важливо берегти історичну та культурну пам’ять і чому зараз нам допомагає історична пам’ять протистояти ворогу, який хоче знищити нашу державну і культурну ідентичність?

    [Докладніше]
  • Відкриття виставки «Майбутнє без очевидців»

    17 листопада 2022 року в Центральній міській бібліотеці німецького Дюссельдорфу відкрилася виставка "Майбутнє без очевидців", що триватиме до 23 грудня 2022 року.
    Виставка підготовлена транснаціональним проєктом Єврейської громади Дюссельдорфа "Вчимося пам'ятати", який є багаторічним надійним партнером УЦВІГу.

    [Докладніше]
  • Науково-методичний семінар "Історія геноцидів в Україні: вивчення досвіду і виклики сучасності"

    11-12 листопада 2022 року в Києві відбувся міжнародний науково-практичний семінар "Історія геноцидів в Україні: вивчення досвіду і виклики сучасності", організований Українським центром вивчення історії Голокосту, Меморіалом Шоа (м. Париж, Франція) та Національним музеєм історії України у Другій світовій війні.

    [Докладніше]
  • IV Семінар-школа «Вчимося з минулого – діємо заради майбутнього. Навчання про історію Голокосту і права людини»

    31 жовтня 2022 року розпочався семінар-школа «Вчимося з минулого – діємо заради майбутнього». Вже вчетверте ми збираємо колег у співпраці з Інститутом ім. Ольги Ленгель (The Olga Lengyel Institute, New York) та втретє за співфінансування Нідерландського єврейського гуманітарного фонду (Гаага).
    Метою семінару-школи є покращити рівень навчання про історію Голокосту та права людини в Україні. Програма надає можливість поєднати український та міжнародний досвід у викладанні цих тем та обґрунтуванні актуальності історичних подій у сьогоденні.

    [Докладніше]
  • Презентація проєкту «Мережа пам’яті»

    3 листопада 2022 року в рамках німецької наукової, освітньої та культурної ініціативи «Українська година» відбулась онлайн презентація німецько-українського меморіального проєкту 

    [Докладніше]
Дивитися всі

Top