Головна

Головна Графік заходів Увічнення пам'яті Геноцид Ромів Бабин Яр (Не)Дитячі історії Камені спотикання

VI международная педагогическая конференция по вопросам преподавания истории катастрофы.иерусалим, "яд вашем"

В своем небольшом очерке хочется поделиться впечатлениями о работе конференции. Наверное, начать надо с того, какая огромная организационная работа проводилась еще до начала конференции сотрудниками комплекса Яд Вашем. Почти полгода шла электронная переписка, согласовывались многие вопросы, например, уточнялись темы выступлений, давались советы по подготовке докладов, бронировались гостиницы, решались вопросы транспорта. В первую очередь хочу поблагодарить Ирит Абрамски, которая отвечает за работу с русскоязычными группами Международной школы изучения Холокоста; она занималась отбором участников, перепиской с ними. Огромная заслуга также сотрудников Украинского центра изучения истории Холокоста при решении многих организационных и методических вопросов перед конференцией. 
Конференция стала традиционной, ежегодной, и количество стран-участников возрастает. Свыше 750 участников из 52-х стран мира приехали этим летом в "Яд Вашем". Каждый из участников имел возможность выбрать, презентации каких уроков или практикумов он хочет посетить во время конференции. Языки презентаций - английский, испанский, русский и французский. Ключевой темой работы в этом году было "Изучение Катастрофы, как средство борьбы против расовых предрассудков и ксенофобии". 
Первый день конференции. Сотрудники "Яд Вашем" учли психологическую особенность этого дня. Нам дали возможность пообщаться друг с другом, совершить экскурсию по мемориальному комплексу, решить организационные вопросы для технической подготовки для своих презентаций. Ирит Абрамски, Наташа Сигал, Маша Полак помогли со всеми вопросами. 
Каждый начал свою экскурсию по комплексу, наверное, с того места, где остались самые острые переживания во время предыдущего посещения "Яд Вашем". Кто-то пошел в Детский зал, кто в Центральный музей, а кто-то в Музей искусства. Была возможность поработать и в архиве, найти материалы по своему городу. Группы из Украины, Белоруссии и России начали общение. 
В этот день, утром, была возможность принять участие в качестве слушателя и в проходившем съезде Международной ассоциации организаций, занимающихся историей Катастрофы (AHO). Достаточно сложно, если есть проблемы с английским языком. Но это придает стимул дальнейшему самообразованию. Пару слов о работе на съезде. Доктор Давид Мачлис очаровал аудиторию интеллектуальным докладом и его эмоциональной подачей. А вот Ричард Фридман (южная Африка) очень спокойный человек, рассудительный по манере подачи информации, а проблемы преподавания темы Холокоста, изложенные в его докладе, очень близки к проблемам педагогов Украины. 
Вечером 7 июля на площади у памятника еврейским воинам и партизанам, боровшимися с нацизмом, состоялась торжественная церемония официального открытия VI Международной педагогической конференции по вопросам преподавания истории Катастрофы. Конечно, среди множества вывешенных флагов каждый искал флаг своей страны. А мы искали свой флаг, флаг Украины.… В такие минуты чувство единства со своей страной невозможно описать. 
Начало церемонии открытия состоялось при потрясающем закате солнца над Иерусалимом. На открытии присутствовали известные историки со всех уголков света, политические лидеры страны, члены Кнессета, религиозные лидеры Израиля, деятели культуры. И вот одно из самых ярких впечатлений церемонии открытия - презентация пятиминутного видеоролика. Брат и сестра нашли друг друга. Через много лет после окончания войны. Два пожилых человека обнимаются и плачут. Плачут оттого, что были уверены в смерти друг друга. Они просто заполнили листы памяти. А сотрудники "Яд Вашем", обнаружив этот факт, нашли родных людей. Наверное, и в этом смысл той кропотливой работы по сбору имен, которой руководит Борис Мафцир. 
Главный раввин Тель-Авива, чудом выживший с братом в годы Катастрофы, произнес речь, после которой все встали, чтобы выразить свое восхищение и поддержку. В частности, он привел пример, что в кармане его одежды уже несколько месяцев лежит небольшая заметка, найденная на 21-й странице одной из израильских газет. Нет, не на первой странице, которую обычно отводят политикам, а в конце газеты. А статья эта посвящена детям, которые сейчас в мире умирают от голода, и приводится страшная статистика этого явления. И мир молчит. И где тогда уроки Катастрофы для человечества? 
Конференция потрясла количеством участников, я повторюсь, - 750 человек из 52-х стран мира. Делегацию Гватемалы возглавлял министр просвещения. Можно оценить, какое значительное количество людей в мире занимается изучением данной темы, ведь за каждым из участников стоят его коллеги, ученики. И очень важна позиция Государства Израиль по поддержке стремления всех этих людей как можно больше знать о Катастрофе, принимая во внимание универсальный и в то же время уникальный характер этой трагедии. 
Логистика конференции была продумана безукоризненно. В первой половине дня все участники работали в Иерусалимском международном центре конгрессов (аудитория Тедди). Зал центра вмещал всех. И мы имели возможность послушать доклады ведущих историков с различных стран мира. Очень профессионально работали переводчики-синхронисты. Несколько слов о работе на утренних заседаниях. 
Тема утреннего заседания 8 июля была посвящены расизму и антисемитизму 19-20 веков, как прелюдии Катастрофы. Наиболее интересным был доклад профессора медицинского университета Южной Каролины Сюзаны Бенедикт (США) на тему "От врачевания до убийств: врачи и медперсонал в Третьем Рейхе". 
Блистательным было выступление профессора "Яд Вашем" Давида Банкира. Он считает, что государство Израиль и сейчас является фокусом антисемитизма, как некий символ, как некогда евреи для нацистов. Антисемитизм не уменьшился, как когда-то и предвидел Теодор Герцль. Докладчик привел в пример детские воспоминания Амоза Оса, которому рассказал отец о пережитых унижениях в своем детстве. И это, по словам писателя, происходит из поколения в поколение. Отношение людей не изменится в одночасье. Это и имел в виду и Теодор Герцль, когда говорил, что государство поможет положить конец сосредоточию отрицательных явлений в обществе. Наверное, по этой причине и Бен Гурион не хотел ехать в музей "Лохамей Гетаот" (Дом борцов гетто). Он говорил, что каждый новый построенный город, каждое новое поселение есть увековечивание жертв Холокоста. 
Утреннее заседание 9 июля было посвящено преподаванию Катастрофы в мультикультурном обществе, борьбе с расистскими предубеждениями на уроках. И в этом плане актуальным был доклад доктора Уильяма Ф. Мейнечка - историка, сотрудника отдела образования мемориального государственного музея Холокоста в США (Вашингтон). Он отметил, что США скоро станет страной национальных меньшинств, в этой стране уже нет этнического большинства. И работа с разными национальными общинами и общественными организациями очень актуальна. 
Темой утреннего заседания 10 июля была такая: "Построить лучший мир - наследие переживших Катастрофу и 60-летие государства Израиль". Ярким, сильным, эмоциональным было выступление профессора университета имени Бен-Гуриона Ханы Яблонской (Бер-Шева, Израиль) о выборе после Катастрофы. 
И еще об одном из выступлений хочется рассказать отдельно. Идо Нехуштан - генерал-майор израильской армии, командующий ВВС, сделал доклад. Он показал, как солдаты израильской армии занимаются изучением темы Катастрофы. Представил презентацию "Свидетели в военной форме" и рассказал о поездках солдат Армии Обороны Израиля в Польшу. Да, солдат в музее мы видели очень часто (а бывают ли солдаты Украины в музеях во время службы?) Потрясло, как молодые летчики работают в Польше, изучают карты по концлагерям времен войны, проводят церемонии памяти. 
В словах директора педагогического отдела Международной школы "Яд Вашем" Шуламит Имбер прозвучала уверенность в эффективности осуществляемой Музеем работы. Исследования - это постоянный процесс. И они возможны в первую очередь через педагогическую деятельность. Многие ведь считали, что музей - это виртуальное кладбище. Учителя, которые приехали из разных стран мира и рассказали о своем опыте работы - это лучшая память погибшим, нежели просто стоящий памятник. Через систему работы педагогов все больше и больше людей будет приглашено к сопереживанию. 
На конференции в этот день был показан ролик о работе Первой международной молодежной конференции, которая состоялась 27 января 2008 года. Зал встретил эту презентацию стоя, с овациями. Ведь на экранах наши ученики, и в них мы видим своих единомышленников и последователей. 
В рабочих группах на тематических пленарных заседаниях проходило обсуждение докладов. В русскоязычной группе эту работу профессионально проводила Наташа Сигал. Затрагивались очень сложные дилеммы педагогической практики, ставились достаточно серьезные вопросы. Например: можем ли мы использовать историю Катастрофы как прецедентный и крайний пример проявления расизма, не увязывая напрямую прошлое с настоящим? Актуальна ли тема Катастрофы сегодня в обществах, где нееврейские национальные меньшинства подвергаются нападкам вследствие своей непохожести на окружающих? Ответы на данные и другие вопросы, к сожалению, очень болезненны. Нам было важно понять роль интеллигенции в те годы и сегодня. 
А во второй половине дня работа продолжалась уже в аудиториях Международной школы изучения Холокоста, где можно было услышать и увидеть презентации уроков или опыта работы коллег из разных стран мира. Тематика докладов и презентаций также была разнообразной. 
Мы работали в группе, которая объединила русскоязычных участников. И выступления членов украинской делегации Юлии Смилянской, Светланы Занько, Дмитрия Десятова, Елены Жадько и Ольги Богун объединил профессионализм, глубокая заинтересованность продолжать и далее работать над изучением темы Катастрофы. Еще раз хочу подчеркнуть хорошую методическую подготовку учителей Украины. Ведь команда, которая работала на конференции, представляла не только свою работу, а и работу большого количества учителей своей страны. И выступить перед аудиторией, в которой работают единомышленники из России, Белоруссии, Польши, стран Прибалтики - почетно. 
Ю. Смилянская представила аудитории методику интерактивного урока по использованию документального материала на уроках Холокоста в украинских школах. Опыт работы в архивах, подбор краеведческого материала, умение методически грамотно с ним работать, знание особенностей Холокоста в разных регионах Украины, - были по достоинству оценены коллегами. С. Занько подготовила анализ многолетнего опыта работы и представила систему работы педагогического коллектива по воспитанию толерантности на примере истории Холокоста, показав разнообразие возможных форм работы - уроки, лектории, конференции, публикации в прессе, издание книг, организацию поисковой работы, постановка спектаклей. В презентации были представлены фотографии, которые иллюстрируют данную работу. Автор важным направлением в своей работе считает создание команды единомышленников, в том числе с привлечением коллег из других общеобразовательных школ и высших учебных заведений города Белая Церковь. Д. Десятов рассказал о системе индивидуальной работы по подготовке учащихся к конкурсам-защитам научных работ по истории Холокоста. Его ученики, в том числе и его дочь, были в числе лучших на этих конкурсах. Е. Жадько представила аудитории свой опыт в подготовке и издании методической литературы. Елена активно работает в команде учителей-единомышленников, членов ассоциации "Нова Доба", и об этом она говорила в своем выступлении. О. Богун рассказала о той работе, которую на протяжении многих лет она проводит с И.Б. Кабанчиком по поиску мест расстрелов на территории Украины, установке памятников, составлению карт Холокоста по областям Украины. И эта гражданская позиции, энтузиазм и преданность были с неподдельным уважением восприняты коллегами из России, Белоруссии и стран Балтии. 
Из опыта зарубежных коллег хочу особо выделить опыт Мартина Шмока (Чехия), который представил методику использования видеосвидетельств в качестве учебных пособий в мировой школьной практике. В подготовленном его ассоциацией сборнике был использован видеофрагмент встречи с одним из узников Брестского гетто - Романом Левиным. О встречах с Романом Левиным также много рассказывали учителя белорусской делегации. И такие моменты в "пересечении" опыта были весьма интересны для обсуждения. 
Передать все мысли, идеи, пожелания, методические рекомендации, выводы в небольшом очерке невозможно. У каждого участника конференции свои впечатления после этих нескольких дней. Но то, что есть много общего в чувствах, эмоциях, и стремлениях - это понятно. И есть над чем думать, и над чем работать дальше. 

Светлана Занько,
учитель истории и правоведения УВК "Мицва-613" г. Белая Церковь, 
координатор филиала Израильского культурного центра

Останні Новини

Дивитися всі

Top