Головна

Головна Графік заходів Увічнення пам'яті Геноцид Ромів Бабин Яр (Не)Дитячі історії Камені спотикання

Перші рефлексії та враження після ІХ Всеукраїнського конкурсу учнівських робіт "Історія та уроки Голокосту"

Украинский центр изучения истории Холокоста совместно с Евроазиатским Еврейским Конгрессом успешно провел ІХ Всеукраинский конкурс ученических творческих работ "История и уроки Холокоста". С 17 по 19 мая 2009 года в пансионате "Дюбек" (Киев, Пуща-Водица) шла напряженная работа. Важно на мгновение остановиться и подвести некоторые итоги. Следующий год - юбилейный. А значит, это уже эпоха. И маленькая победа Украинского центра изучения истории Холокоста. Или большая победа? Победа в борьбе за историческую правду в изучении и преподавании столь сложной темы, в поддержку идеи толерантности и защиты, прав человека. И успех людей, которые верны своей идее, своим жизненным установкам, личным принципам и, несомненно, общечеловеческим ценностям и европейским стандартам профессионализма. Я говорю о команде сотрудников Центра: Анатолии Подольском, Михаиле Тяглом, Виталии Боброве Неле Ющенко, Наталии Синельниковой. Я говорю о тех, кто сотрудничает с Центром не первый год в качестве рецензентов ученических работ и членов жюри. Это Юлия Смилянская, Светлана Кандеева, Жанна Ковба, Илья Медвинский, Надежда Еременко, Татьяна Чайка, Виталий Нахманович, Александр Войтенко, Юрий Комаров. Я говорю о тех учителях, которые не первый год привозят на конкурс своих учеников, например, Вовк Юрий Иосифович, Савицкая Инна Николаевна, Кожемяка Оксана Леонидовна, Герасим Наталия Павловна, Бабенко Жанна Георгиевна. Я говорю о тех ребятах, которые уже не один год пишут и презентуют свои работы. Я говорю о тех, кто в первый раз на этом конкурсе, но показал свой уровень знаний и искреннюю боль сопереживания людям, которых уничтожила эта страшная трагедия Холокоста. 
Благодаря поддержке Евроазиатского Еврейского Конгресса и лично Йосифа Зисельса на конкурс были приглашены участники из Беларуси и Молдовы. Отдельная благодарность Поляковой Ирине Дмитриевна (Беларусь) и Загорче Юрию Васильевичу (Молдова) за гражданское мужество, энтузиазм, работоспособность, искренность. И за подготовку таких прекрасных единомышленников в лице своих учеников и членов семей. И хоть по статусу конкурс остался всеукраинским, все-таки можно считать, что у него по праву международный уровень. 
Ну а если сказать о том, что были представлены работы из разных уголков Украины, то география единомышленников и коллег впечатляет: Крым и Донецк, Киев и Николаев, Хмельницкий и Чернигов, Одесса и Тернополь. 
Важно было встретить на конкурсе учителей, которые много лет поддерживают и тему изучения истории Холокоста, и деятельность Украинского центра изучения истории Холокоста. Это уже и на уровне и личной дружбы, и гражданской позиции. Для себя я открыла в этом году новое имя - Кедук Виктория Алексевна. Она подготовила с учениками несколько работ, причем высочайшего уровня, а работа ее ученика Александрова Дмитрия, была отмечена призовым местом. Прекрасно выступила со своей работой ее ученица Аветян Диана об увековечивании памяти жертв Холокоста Крыма; а ее карта мест расстрелов и уничтожения евреев говорит о достаточно вдумчивой и кропотливой работе. 
Среди важных аспектов, которые ребята рассматривали в этом году, были и региональная история, и судьбы конкретных людей, и литературные пробы, и философское осмысление. Меньше работ (в отличие от прошлых лет) было посвящено трагедии Бабьего Яра, вопросам религии и искусства в Холокосте, судьбам Анны Франк и Януша Корчака. Зато больше работ широко плана, как, например, история Холокоста в Европе. Меньше было работ о лидерах нацисткой Германии, но и меньше работ о Праведниках народов Мира. 
Что осталось в памяти у ребят после завершения конкурса? Достаточно требовательное жюри. И волнения, и переживания. И, я так думаю, осознание нового, достойно пройденного рубежа в жизни, определенной ступени роста, на которую сумел подняться. 
Было много компьютерных презентаций. Волонтер Центр Алекс Кирнер из Австрии технически помогал всем участникам конкурса, а также очень внимательно слушал защиты конкурсантов и переживал за них. Звучали вопросы. Да, немного робко чувствовали себя дети. Они еще не могут позволить себе быть наравне с учителями. Хотя в понимании данной темы они это право заслужили. Поэтому хотелось бы больше дискуссий, более острых обсуждений. Или все пока в рамках осмысления. Что важнее? 
Кто лучший? Трудно сказать. Да, есть лидеры, есть достойные. Проигравших нет. 
Кто произвел самое яркое впечатление? Среди лучших, уникальных работ была названа работа девятиклассника из Кременца Тернопольской области Чечурина Ивана "Голокост у родині Канерів". Иван детально показал судьбу каждого члена семьи. И мнение жури совпало с мнением учащихся, так как Иван получил по итогам анкеты приз зрительских симпатий. Первое место с ним разделила Инна Митюкова восьмиклассница из Донецка! 
Среди работ, которые на меня лично произвели сильное впечатление, я бы выделила работу Ярмия Константина "Скривавлена вічність". Костя представил работу литературного жанра; достаточно талантливо, образно, неординарно в лице своих героев показал события родного края в годы войны. 
С кем мы встретимся на следующий год? Отрадно, что в этом году приняли участие в конкурсе некоторые ребята, которые защищались год назад. Жаль, что ученики одиннадцатых классов, подготовившие достойные работы не смогли приехать на конкурс (совпали даты с внешним независимым тестированием, а это вопрос поступления в вуз), но их работы достойно презентовали учащиеся их школ. 
Вспоминали мы тех, кто несколько лет тому назад участвовал в таком же конкурсе, а потом пошел учиться на исторический факультет и защитил после его окончания диссертацию по данной теме. Да, например Олег Суровцев. Значит, для кого-то такой конкурс стал судьбоносным. Поэтому недооценивать его роль нельзя. Возможно, еще в чей-то судьбе этот конкурс будет поворотным. По крайней мере, могу точно сказать - равнодушных людей в аудиториях не было. Были глаза. Умные. Мыслящие. И слова благодарности. До новых встреч, друзья! 
А я сегодня стою в своем кабинете на работе и обсуждаю со своей ученицей Мудренок Витой тему ее новой работы. Я ее убеждаю, что ей поступать в институт. Что впереди у нее 11 класс. Что некогда будет заниматься историей Холокоста. Что ей писать сложнейшие тесты. Что катастрофически не будет времени. И тут же поддерживаю идею новой темы. И тут же даю рекомендации, как лучше делать новую работу! 
До встречи Десятый юбилейный конкурс! 

[Відгуки викладачів та учнів(частина перша)]

[Відгуки викладачів та учнів(частина друга)]

Учитель истории высшей категории 
УВК "Мицва - 613" г. Белая Церковь 
Занько Светлана Дмитриевна.

Останні Новини

Дивитися всі

Top