Головна

Головна Графік заходів Увічнення пам'яті Геноцид Ромів Бабин Яр (Не)Дитячі історії Камені спотикання

Вышла новая книга в.лихачева “Политический антисемитизм в современной России”

Новая книга, уважаемого нами, коллеги В.Лихачева “Политический антисемитизм в современной России”, вышедшая в издательстве “Academia” (2003 г., Москва, Московское бюро по правам человека, научный редактор В.Прибыловский) весьма полезный для исследователя труд. Рецензентами выступили д.и.н.В.Шнирельман и директор Украинского Центра изучения истории Холокоста к.и.н. А.Подольский.
В.Лихачев собрал огромное количество фактов о деятельности антисемитских движений в России. Больше того – автор попытался проанализировать теории и направления российского антисемитизма. Сожалеем, что подобной книги об украинских организациях, подобной направленности, до сих пор нет.

Материал изложен и систематизирован целиком научно и без моментов политизации. 

Особый интерес для нас представляет отрицание Холокоста в России. Еще больший – не отрицание, а открытое прославление печей Освенцима. Цитата автора из православной (!!!) газеты “Русскій партизанъ” (!!!) вызывает определенный шок. Как бы подобную газету не списывать на психическую патологию – у нее ведь имеется некий читатель… Новая книга, уважаемого нами, коллеги В.Лихачева “Политический антисемитизм в современной России”, вышедшая в издательстве “Academia” (2003 г., Москва, Московское бюро по правам человека, научный редактор В.Прибыловский) весьма полезный для исследователя труд. Рецензентами выступили д.и.н.В.Шнирельман и директор Украинского Центра изучения истории Холокоста к.и.н. А.Подольский.
В.Лихачев собрал огромное количество фактов о деятельности антисемитских движений в России. Больше того – автор попытался проанализировать теории и направления российского антисемитизма. Сожалеем, что подобной книги об украинских организациях, подобной направленности, до сих пор нет.

Материал изложен и систематизирован целиком научно и без моментов политизации. 

Особый интерес для нас представляет отрицание Холокоста в России. Еще больший – не отрицание, а открытое прославление печей Освенцима. Цитата автора из православной (!!!) газеты “Русскій партизанъ” (!!!) вызывает определенный шок. Как бы подобную газету не списывать на психическую патологию – у нее ведь имеется некий читатель…

Чрезвычайно интересна на наш взгляд информация о связях некоторых буддистов с неонацистами. Как мы знаем подобные связи уже существовали во времена Третьего рейха, к сожалении, они достаточно слабо изучены. Интересны и параллели между А.Кроули, Э.Бейли, Е.Блаватской и российскими опасными “жрецами” П.Глобой и В.Щербаковым. Мы могли бы добавить в этот ряд И.Каныгина и несколько других украинских авторов усиленно распространяющих околоарийские мифы. 

Очень точно отмечено падение журнала “Наука и религия”, который превратился в рупор смеси язычества и русского национализма. Однако самое интересное – это раскопка автором публикации В.Скурлатова (известного своими полунацистскими речами) в журнале “Техника – молодежи” за 1977 год! С нашей точки зрения, исследователям было бы полезно проследить возможную связь современной неонацистской идеологии с тогдашними попытками попробовать иные идеи вместо обанкротившегося марксизма-ленинизма. 

Как обычно, мы не можем воздержаться от частичной критики, которая, надеемся – приятна и полезна автору и другим нашим коллегам. 

В.Лихачев в разделе “Реалии и перспективы праворадикального движения” полагает, что российская власть будет подыгрывать ксенофобским настроениям в обществе. Насколько мы поняли, исходя из того, что подобные настроения популярны. Хотя мы частично разделяем пессимизм автора, но не можем согласиться с ним, в том, что власть сегодняшней России настроена популистски. На наш отстраненный взгляд, у нынешней власти в России есть определенные идеологемы, которых она придерживается и которые пытается привить обществу. Именно те идеологемы, которые разрабатывались когда-то в закрытых институтах, связанных с определенными службами. Думаем, если власти не будет выгоден рост ксенофобии – у нее есть все возможности его (и, к сожалению, довольно беспощадно, в традиционном стиле) уменьшить. В контексте сегодняшних событий в Украине вокруг формального закрытия газеты “Сельські вісті”, мы видим те же проблемы – желание власти использовать ксенофобские настроения в обществе, при формальной борьбе с ксенофобией.

В разделе “Нацистское золото” мы не совсем согласны с автором в том, что основные издания неонацистов самоокупаемы. Хотя это, несомненно, встречается, однако думаем поддержка “красного директората”, о которой упоминает автор - более внушительна. Мы знаем о подобных фактах и в Украине, когда значительно количество тиража подобной литературы не находило потребителя, однако издание продолжало выходить благодаря поддержке отдельных бизнесменов. Смеем надеяться, что в СНГ еще появятся более подробные исследования на тему денежной помощи неонацистам, подобно той, которая произвела когда-то шок в Германии. Тогда, напомним, открыли прямую связь между неонацистскими группировками и комсомолом ГДР. 

Раздел “Православие и антисемитизм”, представляет особое значение, так как, позиция Церкви отражает наиболее традиционную точку зрения, от которой во многом зависит позиция других частей социума. В.Лихачев пишет:“Особенностями догматики и общей ментальности восточной христианской церкви являются консерватизм, строгая приверженность однажды определенным позициям и сопротивление инновациям, особенно затрагивающим основы вероучения. Во многом именно благодаря этим особенностям менталитета в рамках православия весьма затруднена ревизия официальной доктрины относительно евреев, наподобие той, которая была осуществлена в католической и в большинстве протестантских Церквей.” В целом соглашаясь с автором в оценке современного состояния Церкви, нельзя согласится с тем, что такова “общая ментальность” православия. Работы русских, православных философов 20-ых, 30-ых годов, легли в основу изменений в католической Церкви, которая также является весьма консервативной. Нужно отметить, что современные искания в русском православии также чрезвычайно радикальны, как и в католичестве перед 2-ым Ватиканским собором. Сам автор упоминает В.Русанцева, можно добавить в этом контексте Г.Якунина (сейчас, насколько нам известно он является прихожанином УПЦ Киевского патриархата). Потому можно надеется, что проведение Собора РПЦ (о необходимости которого идет речь уже с 1989 года) может существенно изменить ситуацию – в ту или иную сторону (по определению автора – в либеральную или консервативную). Автор указывает: “В силу совершенно иной богословской традиции православия и особенностей ментального контекста постсоветского религиозного возрождения этот круг идей (Теология после Освенцима, прим.наше) оказался в России совершенно чуждым и невостребованным”. Совершенно соглашаясь с В.Лихачевым именно в моменте “особенностей ментального контекста постсоветского религиозного возрождения”, невозможно согласится с тем, что временное неприятие данного круга идей, окажется таковым и в дальнейшем. Нужно отметить, что и проблемы ГУЛага пока невостребованы в полной мере русским религиозным сознанием. Нам кажется – все эти временные затруднения указывают лишь на то, что так называемая “победа демократии” в 1991 году, в реальности является мнимой. Чем раньше это осознает то же православие (а то, что осознает – несомненно), тем скорее будет востребован осмысленческий контекст, связанный с трагедиями русской истории. Особенно, с проблемами Великой Отечественной войны, которые сплелись для России в столь тесный немецко-еврейско-русский узел. 

Невозможно ставить автору в вину (так как тема выходит за рамки книги В.Лихачева), однако нужно отметить, что автор не рассказал о течениях в РПЦ за рубежом, где также существует мощная традиция антисемитизма, рядом с вполне либеральной. Этот феномен недостаточно изучен и мы обращаем на него внимание исследователей.

На наш взгляд коллега В.Лихачев несколько преувеличивает консервативность религиозного сознания, которое якобы живет догматами. Религиозное сознание, как и светское бывает совершенно различным и там где один верующий ищет успокоения в догмах, другой напротив находит необходимое колебание и неуспокоенность. Русское движение старцев несомненно доказывает на присущее православию реформаторство. 

Автор указывает:“Наряду с прочими, не отменены положения Вселенских Соборов, запрещающие общение с иудеями, совместные трапезы и т.п. Правда, как и во многих других случаях, ни буква, ни дух этих положений, как правило, не соблюдаются самими иерархами РПЦ”. Здесь желательно сказать, что те же запреты существуют и в исламе, что совершенно не мешает многим мусульманам и православным игнорировать данные положения. Это вновь таки подчеркивает достаточную широту религиозного сознания (где, в конечном итоге, решает личность и Бог, вне любой иерархии), в отличие от советских клише о “религиозном догматизме”. Верующий волен трактовать многие противоречивые высказывания Отцов Церкви, по своему. Факты, всязанные с погромами достаточно красноречивы. В некоторых местах, защита священниками евреев принесла несомненные плоды, в других – попытки священников остановить толпу заканчивались плачевно для них самих в первую очередь. Хотя и там и там погромщики шли под религиозными лозунгами. 

Глава “Мусульмане в современной России” дает огромную почву для размышлений. Нужно только отметить, что как и в случае православия, а с исламом тем паче – муллы на местах трактуют Коран довольно свободно и вовсе не обязательно в антисемитском ключе. Совершенно соглашаясь с автором в утверждении - “Россия в какой-то степени копирует установившуюся в других странах с многочисленной мусульманской общиной норму: официально исламские организации и структуры объединяют лояльные властям и склонные к толерантности лидеры, но при этом существует мощный пласт “параллельного”, неофициального ислама, приверженцы которого стоят на радикальных фундаменталистских позициях, в частности, со свойственным им антисемитизмом.” Мы хотели бы только добавить – как и существует пласт приверженцев благожелательного отношения к иудаизму. 

Добавим еще раз - книга В.Лихачева является нужным и полезным исследованием. Язык ее прост и ясен. Автор не заангажирован ни в один из политических лагерей и объективно излагает факты. Надеемся, что подобные книги появятся и на Украине. А В.Лихачев даст нам возможность порадоваться следующим насыщенным и серьезным текстам. 
Артур Фредекинд

Останні Новини

  • Збір свідчень у освітян про російську агресію і війну в Україні

    З моменту повномасштабного вторгнення росії Український центр вивчення історії Голокосту намагається продовжувати свою освітню діяльність, а також весь час підтримує наших колег освітян з різних куточків України. Наш простір наповнився численними історіями про той новий та нелегкий досвід, який доводиться проживати нам всім. Ми не могли залишитися осторонь цих історій і тому з вересня розпочали новий проєкт по збору свідчень від українських вчителів та викладачів університетів, випускників програм та проєктів УЦВІГ, про теперішню російсько-українську війну. Цей проєкт ми реалізовуємо за підтримки програми Documenting Ukraine від Institut für die Wissenschaften vom Menschen (Відень, Австрія). 

    [Докладніше]
  • "Сучасна росія - це суцільний концтабір". Інтерв'ю на "Громадському"

    Інтерв'ю з Анатолієм Подольським на Громадському. Розмова про важливість збереження історичної та культурної пам’яті та чому це було неможливим за часів комуністичної диктатури на теренах України? Під час дискусії обговорювались питання історичної пам’яті про Другу світову війну, про історію Голокосту. Чому важливо берегти історичну та культурну пам’ять і чому зараз нам допомагає історична пам’ять протистояти ворогу, який хоче знищити нашу державну і культурну ідентичність?

    [Докладніше]
  • Відкриття виставки «Майбутнє без очевидців»

    17 листопада 2022 року в Центральній міській бібліотеці німецького Дюссельдорфу відкрилася виставка "Майбутнє без очевидців", що триватиме до 23 грудня 2022 року.
    Виставка підготовлена транснаціональним проєктом Єврейської громади Дюссельдорфа "Вчимося пам'ятати", який є багаторічним надійним партнером УЦВІГу.

    [Докладніше]
  • Науково-методичний семінар "Історія геноцидів в Україні: вивчення досвіду і виклики сучасності"

    11-12 листопада 2022 року в Києві відбувся міжнародний науково-практичний семінар "Історія геноцидів в Україні: вивчення досвіду і виклики сучасності", організований Українським центром вивчення історії Голокосту, Меморіалом Шоа (м. Париж, Франція) та Національним музеєм історії України у Другій світовій війні.

    [Докладніше]
  • IV Семінар-школа «Вчимося з минулого – діємо заради майбутнього. Навчання про історію Голокосту і права людини»

    31 жовтня 2022 року розпочався семінар-школа «Вчимося з минулого – діємо заради майбутнього». Вже вчетверте ми збираємо колег у співпраці з Інститутом ім. Ольги Ленгель (The Olga Lengyel Institute, New York) та втретє за співфінансування Нідерландського єврейського гуманітарного фонду (Гаага).
    Метою семінару-школи є покращити рівень навчання про історію Голокосту та права людини в Україні. Програма надає можливість поєднати український та міжнародний досвід у викладанні цих тем та обґрунтуванні актуальності історичних подій у сьогоденні.

    [Докладніше]
Дивитися всі

Top