Головна

Головна Графік заходів Увічнення пам'яті Геноцид Ромів Бабин Яр (Не)Дитячі історії Камені спотикання

“Философия ненависти”

Издательство Транзиткнига (Москва), в серии «Философия» выпустило книгу Андре Глюксмана «Философия ненависти» (книга подготовлена издательством «Мидгард», г.Санкт-Петербург, 2006 год). 
Французский философ А.Глюксман (еврейского происхождения) давно, и заслуженно считается диссидентом. Каждый раз он выносит для обсуждения довольно резкие суждения о событиях современности. Как обычно для свободной страны, он более всего критикует именно свою родину – Францию. Кроме того, он критикует нынешнее западное общество в целом, особенно его сегодняшние умонастроения. Не во всем можно соглашаться с автором, но во всяком случае он очень откровенен. Говоря о проблемах в Чечне, философ пишет о В.Путине: «Европа и США оставляют за ним карт-бланш и оспаривают друг у друга его дружбу. Поразительная потеря рассудка». Как бы не относиться к нынешнему руководству России, следует согласится с философом, что проблемы созданные советской армией в Афганистане, покажутся чепуховыми, по сравнению с возможными проблемами в Чечне. А.Глюксман приводит высказывание Саида Бахоуддина Маджруха: «Советское вторжение разорило страну как никогда раньше. Заточения, массовые казни, разрушения деревень, поджоги посевов, похоже, следовали стратегии ужаса, имевшей единственную цель – навязать pax sovietica, подобный миру кладбищ…»
Кроме того, французький философ сравнивает принципы нигилизма нацистского и современного «Освенцим – осмысленное, открыто взятое на себя стремление к полному самоуничтожению». Совершенно точно А.Глюксман пишет: «Освенцим – не природная катастрофа, не кара божья, не избрание народа-мученика, - это немецкое предприятие». А дальше автор цитирует Имре Кертеса: «Следовало бы когда-нибудь проанализировать недовольство, заставляющее современную интеллигенцию гнушаться разумом; нужно предпринять попытку проследить интеллектуальную историю ненависти к интеллекту». На мой взгляд, особенно это бросается в глаза в Украине: «Дипломированные социологи, ученые геополитики и исследователи в области стратегии, уткнувшись в свою специальность, слишком мало читают… Под слишком малым я разумею мало… классиков, мало писателей и мало историков». 
Очень интересны рассуждения философа о ненависти, которая, как никогда, именно сегодня присутствует в мире. А.Глюксман говорит о том, что описаний любви и расслабления очень много в современном мире, но очень мало пишут о ненависти. «Гесиод, великий поэт начал, рассказывает нам о бездонном разломе, откуда поднимается ночь, а из нее, размножаясь вредоносным делением, исходят дети ночи – темные стороны бытия, слишком часто не замечаемые, всегда присутствующие». 
«Ненависть сильнее любви, ибо любовь заложница своего предмета, который она может потерять, - ребенка, женщины, чести, денег».
Описывая нынешние проблемы антисемитизма, антиамериканизма не только в нецивилизованном, но и в цивилизованном мире, А.Глюксман пишет: «Геноцид тутси… и выжившие в нем, которые умирают от СПИДа. Чеченцы, вырезаемые сотнями тысяч вот уже десять лет. Чернокожие и христиане Судана. Литания избиваемых и забытых народов длинна. Разящее их замалчивание слишком универсально и слишком последовательно, чтобы быть беспричинным, оно – не простая случайность. Но почему-то на мировом телевидении «палестинская проблема» пользуется почти эксклюзивными правами».
Европейцы (особенно нынешние французы и немцы), выражают точку зрения некоего посла Евросоюза, слова, которого, приводит философ – «для Европы гораздо предпочтительнее, чтобы она вновь обрела своих евреев». Таким образом, проповедуется развал государства Израиль, и прием в Европу евреев, но уже не в качестве израильтян, а в качестве некоего странного меньшинства, которое очень приятно использовать в своих целях.
Интересны размышления автора о проблеме антисемитизма. «Ключ к антисемитизму не в еврее, а в антисемите». Цитируя Ж.П. Сартра: «Антисемит – человек, который боится. Не евреев, конечно, - самого себя, своей совести… Одним словом, антисемитизм – это страх перед человеческим бытием».
Крайне важны, на мой взгляд, следующие соображения автора: «Пока «мировая совесть» проповедует, что человечество едино и неделимо, кто-то неподконтрольный угрожает беспрерывно напоминать, что нужно сначала трижды сосчитать: 1) тех, кто погибал в газовых камерах; 2) тех, кто их туда заталкивал; 3) тех, кто отводил глаза и позволял это делать». Абсолютно верная мысль, с моей точки зрения! Напоминание о Холокосте, есть важнейшая составляющая для реального анализа дел на планете. Автор дальше подчеркивает: «… Царство «мировой совести» - благочестивая ложь». Либеральные разговоры об этом, в стиле Кандида Вольтера, более чем безнравственны. Это уход от реальности, уход от трагичности жизни, обман будущих поколений.
Очень интересно, то что пишет автор о современных настроениях во Франции. Настроениях не на улице, а в университетской среде: «От француза магрибского происхождения не требуется занимать ту или иную позицию по отношению к тому или иному решению… марокканских, алжирских или тунисских ответственных лиц…» А «У нью-йоркского или парижского интеллектуала еврейского происхождения на руках палестинская кровь, если только он не клянется Я.Арафатом или не клянет А.Шарона». 
Причем подобный антисемитизм, невозможно остановить разговорами «оправдывающихся» евреев. Ибо подобные разговоры встречают определенную психологическую реакцию, о которой пишет В.Янкелевич: «Для злобствующего, попытка обвиняемого оправдаться есть неискупимый грех, грех коренной, исконный и затрагивающий основу его индивидуальности – грех его существования». Именно поэтому «борьба с антисемитизмом» должна строиться не на попытках перечисления количества евреев-героев СССР, а на легких ответах, тем, кто боится евреев.
Герой В.Шекспира Шейлок, который кричит о том, что он человек, кричит напрасно, пишет Глюксман. «Не удивляйся, что внушаешь священный ужас тому, кто хочет быть не-человеком»! Ибо, как пишет философ – антисемит желает быть Богом.
А.Глюксман приводи слова Эли Визеля: «Вот уже две тысячи лет еврейский народ непрерывно живет в неуверенности, а теперь неуверенность познало всякое общество… Иначе говоря, условия еврейской жизни распространяются на все человечество…»
Невозможно забыть о мыслях М.Хайдеггера, высказываемых им в 1942 году. Мыслях пронацистски антиамериканских, и что интересно – абсолютно современных в своем антиамериканизме. А.Глюксман прекрасно пишет: «Само собой разумеется, что евреи, женщины, американцы – существа несовершенные. Но не больше, чем все остальные люди».
Нетерпимость к людям, которые не идеальны – на мой взгляд, одна из важнейших особенностей психологии современности. Именно потому общество в Европе становится все более индивидуальным, все более одиноким.
А уж Франция отличается удивительной «забывчивостью», даже по сравнению со всеми другими странами мира. Французы, одни из самых больших националистов в Европе, трепетно относящиеся к своему языку (что вызывает уважение), но и одновременно абсолютно бестрепетно относящиеся к собственным ошибкам и преступлениям. А.Глюксман пишет о Франции: «… За 40 лет не обвинила, не судила и не приговорила ни одного из военных, применявших пытки во время войны в Алжире». 
А.Глюксман приводит убедительный факт абсурдности антиамериканизма, замешанного, примером, на обструкции Макдональдсов. Макдональдс составляет всего 4% рынка общественного питания!
Прислушаемся к Ж.Ревелю, который пишет об истоках европейского антиамериканизма: «… именно европейцы сделали ХХ-ый век самым черным веком в истории…» Возможно, именно обида на самих себя, понимание собственной несостоятельности и толкает европейцев на антиамериканизм и антисемитизм.
Вместе с тем, ни Европа, ни Россия, не обращают внимания на проблему Афганистана, а как говорилось выше - источники талибов и терроризма там, слишком известны. 
Забвение памяти о Холокосте, банализация трагедии ведут к «философии ненависти», безответственности и повторению геноцидов. Надеюсь, что книга найдет своего читателя.
Артур Фредекинд

Останні Новини

  • Збір свідчень у освітян про російську агресію і війну в Україні

    З моменту повномасштабного вторгнення росії Український центр вивчення історії Голокосту намагається продовжувати свою освітню діяльність, а також весь час підтримує наших колег освітян з різних куточків України. Наш простір наповнився численними історіями про той новий та нелегкий досвід, який доводиться проживати нам всім. Ми не могли залишитися осторонь цих історій і тому з вересня розпочали новий проєкт по збору свідчень від українських вчителів та викладачів університетів, випускників програм та проєктів УЦВІГ, про теперішню російсько-українську війну. Цей проєкт ми реалізовуємо за підтримки програми Documenting Ukraine від Institut für die Wissenschaften vom Menschen (Відень, Австрія). 

    [Докладніше]
  • "Сучасна росія - це суцільний концтабір". Інтерв'ю на "Громадському"

    Інтерв'ю з Анатолієм Подольським на Громадському. Розмова про важливість збереження історичної та культурної пам’яті та чому це було неможливим за часів комуністичної диктатури на теренах України? Під час дискусії обговорювались питання історичної пам’яті про Другу світову війну, про історію Голокосту. Чому важливо берегти історичну та культурну пам’ять і чому зараз нам допомагає історична пам’ять протистояти ворогу, який хоче знищити нашу державну і культурну ідентичність?

    [Докладніше]
  • Відкриття виставки «Майбутнє без очевидців»

    17 листопада 2022 року в Центральній міській бібліотеці німецького Дюссельдорфу відкрилася виставка "Майбутнє без очевидців", що триватиме до 23 грудня 2022 року.
    Виставка підготовлена транснаціональним проєктом Єврейської громади Дюссельдорфа "Вчимося пам'ятати", який є багаторічним надійним партнером УЦВІГу.

    [Докладніше]
  • Науково-методичний семінар "Історія геноцидів в Україні: вивчення досвіду і виклики сучасності"

    11-12 листопада 2022 року в Києві відбувся міжнародний науково-практичний семінар "Історія геноцидів в Україні: вивчення досвіду і виклики сучасності", організований Українським центром вивчення історії Голокосту, Меморіалом Шоа (м. Париж, Франція) та Національним музеєм історії України у Другій світовій війні.

    [Докладніше]
  • IV Семінар-школа «Вчимося з минулого – діємо заради майбутнього. Навчання про історію Голокосту і права людини»

    31 жовтня 2022 року розпочався семінар-школа «Вчимося з минулого – діємо заради майбутнього». Вже вчетверте ми збираємо колег у співпраці з Інститутом ім. Ольги Ленгель (The Olga Lengyel Institute, New York) та втретє за співфінансування Нідерландського єврейського гуманітарного фонду (Гаага).
    Метою семінару-школи є покращити рівень навчання про історію Голокосту та права людини в Україні. Програма надає можливість поєднати український та міжнародний досвід у викладанні цих тем та обґрунтуванні актуальності історичних подій у сьогоденні.

    [Докладніше]
Дивитися всі

Top