Головна

Головна Графік заходів Увічнення пам'яті Геноцид Ромів Бабин Яр (Не)Дитячі історії Камені спотикання

Народы Кавказа в вооруженных силах СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

 

В Германии, в серии доктора Андреаса Умланда «Soviet and Post-Soviet Politics and Society» (издательство – ididem-Verlag) вышла книга Алексея Безугольнова «Народы Кавказа в вооруженных силах СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» (2005, Stuttgart). Предисловие профессора, действительного государственного советника Российской Федерации ІІІ-го класса, Николая Бугая. 
Исследование представляет собой, тщательно проработанный материал, в котором разбираются проблемы народов Северного Кавказа и Закавказья, в период Второй мировой войны. В работе рассматриваются проблемы коллаборации, отношения Советской власти к неславянскому населению. Особенно подробно освещается мобилизация народов Северного Кавказа. Рассматриваются воинские формирования кавказцев, на стороне СССР, и частично упоминаются формирования, входившие в состав вермахта. Автор пишет об идеологической работе среди кавказцев. Безупречны таблицы, где приведены размеры участия кавказцев в войне 1941-1945 гг. Вместе с тем, хотя упоминаются евреи, и говорится об идеологических составляющих войны, совершенно отсутствует тема Холокоста, или хотя бы упоминание о расовых теориях в тогдашней Германии. Которые, очевидным образом касались кавказцев.
В предисловии профессора Н.Бугая мы встречаем некоторые странные подходы. Предисловие выдержано в советском духе, там встречаются лозунги, не могущие быть подтвержденными реальной жизнью, вроде: «Всех тех, кто был на фронте, объединяло… - общее стремление к победе над врагом». Мы оставляем это утверждение без комментариев. Особенно удивляет следующее высказывание Н.Бугая: «Отдельные исследователи увлеклись фальсификацией событий, холокостом, «перекрашивают» одновременно освободительную роль Красной Армии в роль «захватническую», «оккупационную» и т.д.» Не будем останавливать на вполне обоснованном, с исторической точки зрения, подходе к Красной Армии, как армии оккупационной. Более непонятным выглядит перечисление через запятую «фальсификации событий» и Холокоста. Странно также перечисление профессором Героев Советского Союза, в котором присутствуют русские, украинцы, белорусы, грузины, армяне, осетины, азербайджанцы и калмыки, но почему-то отсутствуют евреи. Если Н.Бугай имел в виду славян и кавказцев (которым и посвящена книга), то почему тогда в этот ряд попали калмыки? 
Хотелось бы сразу отметить – не стоило смешивать в одну группу изучение, примером, столь различных регионов как Аджария и Северная Осетия. Закавказье существенно отличается от Северного Кавказа, начиная от различной религиозной составляющей и заканчивая языковой. Слишком сложно объединить в одном исследовании армян и чеченцев. Слишком разные исторические, культурные и иные различия.
В тоже время сам текст А.Безугольникова безукоризнен. Он насыщен фактами, вполне передает нежелание многих кавказцев (как и вообще многих людей) служить в армии, он вполне осмысленно рассуждает о существенных проблемах Кавказа. 
Автор приводит интересные сообщения о секретных постановлениях НКВД еще в 1941 году, существенно ограничивавших мобилизацию на Кавказе. С другой стороны, нам кажется странным стремление автора подходить к сталинскому режиму, как к некой нормальной стране. «Нередко… меры носили тотальный, превентивный и внесудебный характер». Насколько нам известно, они почти всегда носили именно внесудебный характер, что было связано с политической компонентой тоталитарного режима в СССР.
Нам странно то, что автор приводя сообщение того же профессора Н.Бугая («Репрессированные народы: чеченцы и ингуши. Документы, факты, комментарии. Составитель Н.Ф.Бугай, М.1994 г.), о том, что была создана Чечено-Горская Национал-социалистическая партия, не приводит соображений о возможной инспирированности этого сообщения как со стороны советских, так и немецких спецслужб. А если все же подобная партия существовала, то почему автор обошел ее историю?
Игнорирование проблем Холокоста, если так можно выразится – естественно в подобном труде и при подобном вступлении. Тем не менее, встречается утверждение, которое нуждается в комментарии – а он не сделан. Говоря об освобождении Северного Кавказа Советской армией, автор указывает, что мобилизация теперь проводилась выборочно и включала в себя только «европейские национальности». А.Безугольников пишет: «В перечень последних входили русские, украинцы, белорусы, а также, как правило, евреи». Выражение «как правило» в контексте массовых расстрелов евреев нацистами, носит странный характер. Если евреев иногда не включали в списки «европейских национальностей», то почему это делалось?
Сопротивление северных кавказцев (чеченцев, ингушей, дагестанцев) принудительной мобилизации в советскую (да и в немецкую) армии – известный факт. На наш взгляд автор преувеличивает «добровольный» характер мобилизации в Красную армию, не только в Дагестане (о чем А.Безугольников упоминает), но и в других районах СССР.
Нам кажется, что, цитируя Л.Мехлиса: «Гитлер и его банда пытаются… истребить славянские народы…», а затем утверждая о том, что по нацистским критериям: «Русским и славянам в целом в этой (нацистской – прим.А.Ф.) классификации отводилась низшая ступень», автор вполне мог бы добавить об «антирасе» - евреях, которым вообще не было места. Следует отметить, что, не являясь специалистами в отношении нацистских взглядов на кавказские народы – было бы интересно узнать об этом из книги. Насколько нам известно, подобные разбирательства существовали в Третьем Рейхе. Тем паче автор ссылается на известного исследователя Й.Хоффмана, который, как нам кажется, должен был бы уделить внимание нацистским подходам. Также эта тема важна, когда автор упоминает о том, что «масштабы строительства коллаборационистских частей из представителей народов Кавказа были значительны». Представлялось бы возможным сообщить причины подобного.
Следует также отметить, что в Приложении 2-ом, таблица №6, названа «Сведения о результатах борьбы с бандитизмом на Северном Кавказе», в тоже время в таблице приведены данные поАрмении и Грузии. Также чрезвычайно интересные факты о «бандитизме» в Ставрополье и Краснодарском крае. Нам кажется, что тут вновь необходимы комментарии – если о Краснодарском крае – имеется в виду Адыгея, или иные районы? Также по Ставропольскому краю.
В тоже время, нужно сказать о прекрасном справочном аппарате. Единственное чего, возможно, не хватает – автор почему-то не включил в перечень своих интересов книги Абдурахмана Авторханова, которые, на наш взгляд, дополнили бы картину.
В целом – книга полезный и необходимый источник информации, касающейся вопросов Второй мировой войны. 
Артур Фредекинд

Останні Новини

  • Збір свідчень у освітян про російську агресію і війну в Україні

    З моменту повномасштабного вторгнення росії Український центр вивчення історії Голокосту намагається продовжувати свою освітню діяльність, а також весь час підтримує наших колег освітян з різних куточків України. Наш простір наповнився численними історіями про той новий та нелегкий досвід, який доводиться проживати нам всім. Ми не могли залишитися осторонь цих історій і тому з вересня розпочали новий проєкт по збору свідчень від українських вчителів та викладачів університетів, випускників програм та проєктів УЦВІГ, про теперішню російсько-українську війну. Цей проєкт ми реалізовуємо за підтримки програми Documenting Ukraine від Institut für die Wissenschaften vom Menschen (Відень, Австрія). 

    [Докладніше]
  • "Сучасна росія - це суцільний концтабір". Інтерв'ю на "Громадському"

    Інтерв'ю з Анатолієм Подольським на Громадському. Розмова про важливість збереження історичної та культурної пам’яті та чому це було неможливим за часів комуністичної диктатури на теренах України? Під час дискусії обговорювались питання історичної пам’яті про Другу світову війну, про історію Голокосту. Чому важливо берегти історичну та культурну пам’ять і чому зараз нам допомагає історична пам’ять протистояти ворогу, який хоче знищити нашу державну і культурну ідентичність?

    [Докладніше]
  • Відкриття виставки «Майбутнє без очевидців»

    17 листопада 2022 року в Центральній міській бібліотеці німецького Дюссельдорфу відкрилася виставка "Майбутнє без очевидців", що триватиме до 23 грудня 2022 року.
    Виставка підготовлена транснаціональним проєктом Єврейської громади Дюссельдорфа "Вчимося пам'ятати", який є багаторічним надійним партнером УЦВІГу.

    [Докладніше]
  • Науково-методичний семінар "Історія геноцидів в Україні: вивчення досвіду і виклики сучасності"

    11-12 листопада 2022 року в Києві відбувся міжнародний науково-практичний семінар "Історія геноцидів в Україні: вивчення досвіду і виклики сучасності", організований Українським центром вивчення історії Голокосту, Меморіалом Шоа (м. Париж, Франція) та Національним музеєм історії України у Другій світовій війні.

    [Докладніше]
  • IV Семінар-школа «Вчимося з минулого – діємо заради майбутнього. Навчання про історію Голокосту і права людини»

    31 жовтня 2022 року розпочався семінар-школа «Вчимося з минулого – діємо заради майбутнього». Вже вчетверте ми збираємо колег у співпраці з Інститутом ім. Ольги Ленгель (The Olga Lengyel Institute, New York) та втретє за співфінансування Нідерландського єврейського гуманітарного фонду (Гаага).
    Метою семінару-школи є покращити рівень навчання про історію Голокосту та права людини в Україні. Програма надає можливість поєднати український та міжнародний досвід у викладанні цих тем та обґрунтуванні актуальності історичних подій у сьогоденні.

    [Докладніше]
Дивитися всі

Top