Головна

Головна Графік заходів Увічнення пам'яті Геноцид Ромів Бабин Яр (Не)Дитячі історії Камені спотикання

Издательство “Яуза” (г.Москва) в 2004 г. выпустило книгу сергея чуева “проклятые солдаты”

Издательство “Яуза” (г.Москва) в 2004 г. выпустило книгу Сергея Чуева “Проклятые солдаты”. Книга дает широкий обзор войсковых соединений коллаборантов. Подробно описываются боевые пути различных формирований. Вместе с тем, совершенно не описано участие многих подобных соединений в массовом уничтожении евреев. Вообще проблема Холокоста почти полностью проигнорирована автором. Разумеется, подобный подход вызывает недоумение. 
В самом начале главы “Русские формирования” указывается на влиянии “Протоколов сионских мудрецов”, которые впервые были опубликованы в Германии Федором Винбергом – активным деятелем “Черной Сотни” и Союза Михаила Архангела. Одновременно совершенно не раскрыта расовая концепция нацистов. Вместе с тем упоминается еврейское происхождение генерала Б.Штейфона главы Русского Корпуса, который в 1944 году подчинился генералу Власову. Для чего вставлена фраза “происходивший из семьи крещеных евреев” остается совершенно непонятным. 
Вообще иногда евреи в книге упоминаются в довольно странном контексте. Так в разделе “Русские в немецких спецслужбах” упоминается некая “шарашка” из “захваченных евреев”, при чем не упомянуто где захваченных, каким образом и что потом с ними стало. Еще более странный характер носит упоминание в этом же разделе о генерале Смысловском, о том будто бы он “скупал в больших количествах валюту и драгоценности у евреев”… Каким образом подобный факт мог происходить во время массового ограбления и уничтожения евреев – сие остается на совести автора книги? 
Вместе с тем в разделе “Король “Локтя” и его армия” описано уничтожение евреев, а также указывается, что газета “Голос народа” ( пос.Локоть, Орловской обл.)являлась антисемитской. В тоже время проигнорирован антисемитизм других подобных газет.

 

В разделе “Русские фронтовые формирования” цитируется документ комендатуры г.Кудеверь, в котором ясно сказано о том, что “уделяется огромное внимание по выявлению жидов”.
В части “Братья-славяне” на немецкой службе” подробно описываются украинские формирования. Здесь уже звучит тема львовского погрома, сказано о львовском гетто. 
Упоминаются лагерь подготовки будущих охранников в лагерях смерти Травники. И о том, что здесь “Помимо украинцев… обучались ремеслу охранника русские, белорусы, прибалтийские и туркестанские добровольцы”. Подчеркнем то, что нам неизвестно, насколько этих людей можно назвать добровольцами. Кроме того, хотя указаны лагеря смерти, однако именно кого в них уничтожали, не сказано. Говорится и о восстании в Варшавском гетто, однако одним предложением, словно читателю подробно известно сопротивление евреев.

 

В части “Прибалтийские формирования”, цитируется показания советского агента о целях Гвардии обороны Литвы (1940 г.) где упоминается “разоблачать врагов Литвы, особенно евреев…” однако вновь не указано – занимались ли члены Гвардии массовыми расстрелами мирного еврейского населения. Наконец одна из глав имеет подзаголовок “Холокост по-литовски” (тема Холокоста возникает на странице 386!), в этой главе подробно описывается уничтожение евреев Литвы. Непонятно только почему именно евреям Львова, Литвы и Латвии уделено внимания, а евреям основной части Украины, России, Белоруссии, Эстонии – нет…
Еврейский вопрос вновь упоминается уже в части “Восточный легион Гитлера”, где цитируется слова муфтия Иерусалима Амина аль-Хусейни, о том что арабы и немцы “имеют трех общих врагов – англичан, евреев и большевиков”.
Неожиданно в конце книги вскользь упоминается о том, что “Еще до начала войны с СССР в ряде германских и европейских (сие обозначение уж вовсе непонятно – А.Ф.) изданий появились материалы, авторы которых утверждали, что армяне являются семитами и их надлежит уничтожать, как и евреев”. Отметим некоторую странность – известно, что и арабы семиты, но их уничтожать нацисты вовсе не собирались. Более того – расовая политика нацистов по отношению именно к семитам носила запутанный характер. Евреи однозначно были провозглашены “антирасой” – напомним читателю, именно евреи являлись исключением, по сравнению со всеми остальными народами мира.

Шок вызывает описание Варшавского восстания 1944 года. Вина за массы погибших от рук нацистов и коллаборантов, а также нежелание вмешиваться советских войск переложена на “господ из Лондона”, как в советские времена. Думаем подобный подход, способен нанести травму польскому читателю. 

Одновременно язык автора настолько советизирован всевозможными штампами, что возникает ощущение, будто книга написана в семидесятых годах прошлого века. Тем более недоумеваешь, когда автор совершенно серьезно сообщает об “измене гетмана Мазепы”. Кроме того, в книге возникают коварные в устах историка дефиниции “…если у нас служба немцам все-таки воспринималась, в том числе в народном сознании (?! – выделено нами, А.Ф.), как предательство…, то на Западе (?!) это было в порядке вещей”.

Наконец в приложении, где перечислены названия оккупационной прессы замечаем газету “Жидоед” (приложение к “Штюрмеру” ред. Марков) – это пожалуй все, что мы узнаем из авторского материала по поводу антиеврейской политики нацистов.

Останні Новини

  • Збір свідчень у освітян про російську агресію і війну в Україні

    З моменту повномасштабного вторгнення росії Український центр вивчення історії Голокосту намагається продовжувати свою освітню діяльність, а також весь час підтримує наших колег освітян з різних куточків України. Наш простір наповнився численними історіями про той новий та нелегкий досвід, який доводиться проживати нам всім. Ми не могли залишитися осторонь цих історій і тому з вересня розпочали новий проєкт по збору свідчень від українських вчителів та викладачів університетів, випускників програм та проєктів УЦВІГ, про теперішню російсько-українську війну. Цей проєкт ми реалізовуємо за підтримки програми Documenting Ukraine від Institut für die Wissenschaften vom Menschen (Відень, Австрія). 

    [Докладніше]
  • "Сучасна росія - це суцільний концтабір". Інтерв'ю на "Громадському"

    Інтерв'ю з Анатолієм Подольським на Громадському. Розмова про важливість збереження історичної та культурної пам’яті та чому це було неможливим за часів комуністичної диктатури на теренах України? Під час дискусії обговорювались питання історичної пам’яті про Другу світову війну, про історію Голокосту. Чому важливо берегти історичну та культурну пам’ять і чому зараз нам допомагає історична пам’ять протистояти ворогу, який хоче знищити нашу державну і культурну ідентичність?

    [Докладніше]
  • Відкриття виставки «Майбутнє без очевидців»

    17 листопада 2022 року в Центральній міській бібліотеці німецького Дюссельдорфу відкрилася виставка "Майбутнє без очевидців", що триватиме до 23 грудня 2022 року.
    Виставка підготовлена транснаціональним проєктом Єврейської громади Дюссельдорфа "Вчимося пам'ятати", який є багаторічним надійним партнером УЦВІГу.

    [Докладніше]
  • Науково-методичний семінар "Історія геноцидів в Україні: вивчення досвіду і виклики сучасності"

    11-12 листопада 2022 року в Києві відбувся міжнародний науково-практичний семінар "Історія геноцидів в Україні: вивчення досвіду і виклики сучасності", організований Українським центром вивчення історії Голокосту, Меморіалом Шоа (м. Париж, Франція) та Національним музеєм історії України у Другій світовій війні.

    [Докладніше]
  • IV Семінар-школа «Вчимося з минулого – діємо заради майбутнього. Навчання про історію Голокосту і права людини»

    31 жовтня 2022 року розпочався семінар-школа «Вчимося з минулого – діємо заради майбутнього». Вже вчетверте ми збираємо колег у співпраці з Інститутом ім. Ольги Ленгель (The Olga Lengyel Institute, New York) та втретє за співфінансування Нідерландського єврейського гуманітарного фонду (Гаага).
    Метою семінару-школи є покращити рівень навчання про історію Голокосту та права людини в Україні. Програма надає можливість поєднати український та міжнародний досвід у викладанні цих тем та обґрунтуванні актуальності історичних подій у сьогоденні.

    [Докладніше]
Дивитися всі

Top